Обсуждение монархической формы правления как политической систему
постсоветской России ведется давно, но теперь эта тема зазвучала и в стенах
самого элитарного, бывшего закрытого учебного заведения, Московского
Института Международных отношений в котором 18 мая 2000 г., состоялся
круглый стол "Монархическая государственность - основные принципы".
Мероприятие, организаторами которого были Межрегиональное Монархическое
Движение и Центр политических и экономических исследований МГИМО проходило в
рамках научной программы Аналитического центра ММД, считающего необходимым
вынесения темы перспектив российской государственности на высокий
профессиональный, научный и общественный уровень обсуждения.
В вступительном докладе председатель ММД К.К.Немирович-Данченко, подробно
определив типологию форм правления и осветил историческую и юридическую
эволюцию монархической формы правления.
Вице-президент фонда "Информатика для демократии « ИНДЕМ», профессор М.А.
Краснов, пришедший, по его словам, к идеи необходимости монархии "с
рационалистических позиций", подробно рассмотрел преимущества монархической
формы правления на фоне современного развития демократических институтов.
Профессор и ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН проф.
А.Б. Зубов и науч. сотрудник Института США и Канады, профессор М.А. Сиверцев
посвятили свои доклады теме культурологической традиции фигуры монарха и
сакральной сущности его власти, как в древних культурах, так и в современной
политической традиции.
Некоторым религиозным аспектам монархической государственности был
посвящен доклад Председателя Высшего Монархического Совета князя
З.М.Чавчавадзе.
Герольдмейстер РДС С.А. Сапожников, остановился подробно на проблеме
правопреемства власти при монархии, а секретарь Главы Российского
Императорского Дома А.Н. Закатов осветил некоторые особенности
функционирования монархической идеи в современном политическом и
общественном сознании.
Насыщенным и интересным было обсуждение этих докладов, в котором приняли
активное участие: профессор кафедры новейшей истории стран Европы и Америки
МГИМО А.Б. Дубинин, глава движения «За Веру и Отечество» о. Никон
(Белавенец), Д.А. Савин - председатель московского отделения Российской
Христианской Демократической партии России, А.Г. Баташев - руководитель
аппарата ММД.
С приветственным словом к собравшимся обратился первый проректор МГИМО
г-н И.Г.Тюлин, который отметил особый интерес, актуальность и
перспективность рассматриваемой монархической идеи на фоне разворачивающейся
ныне реформы российской государственности и необходимость самых серьезнейших
исследований в этом направлении.
В докладах и в процессе их обсуждения было отмечено, что в последние годы
процесс республиканизации в мире заметно замедлился. И как бы не хотели
представить республиканскую форму правления, как исторически более
прогрессивную, спор между ней и монархией продолжается, заметно перевешивая
в сторону последней. А государства, имеющие монархов, не спешат расставаться
со своими политическими традициями. Ярким свидетельством тому - недавно
прошедший референдум в Австралии, показавший, что абсолютное большинство
австралийцев не желает менять монархию на демократическую форму правления.
Во многих государствах, т.н. «молодых демократий» (Болгария, Румыния,
Албания, Грузия, Россия) не только активизируются монархические настроения,
но и реально муссируется проблема выбора - монархия или республика.
Во всем мире люди всерьез задумывающиеся о перспективах стабильного
развития своих государств, особенно в периоды пост-революционных потрясений
приходят к пониманию, того, что государства с монархическим устройством
наиболее стабильны во всех отношениях, а наследственная преемственность
политической власти, которой так не хватает демократии, защищает народ этих
стран от политических манипуляций и афер. Эти выводы отчетливо звучали во
всех выступлениях на конференции. Действительно, особенно ярко это видно на
примере России. Навязываемые в течении многих десятилетий, чуждые российским
народам идеи коммунизма, потерпели полный крах. Последнее десятилетие
показывает слабость, незащищенность и невозможность реального
функционирования демократических институтов в России, которые не имеют
никаких гарантий для своего развития, т.к. не демократия ради формы
правления, а форма правления ради демократии. Именно поэтому существующую
ныне в России политическую систему, известный в России специалист по
конституционному праву, проф. М.А. Краснов, назвал «холодной демократией»,
т.е. формальное установление некоторых институтов демократического
правления, принципов, не наполненных демократическим содержанием.
Процитировав слова И.А. Ильина о том, что "Демократия есть не высшая, не
самостоятельная цель, а есть лишь способ выделения лучших к власти и притом,
один из способов", он продолжил: демократия в России не способна выделить
лучших к власти; значит демократия, как форма, должна быть заменена на
монархическую форму правления. М.А. Краснов отметил, что конституционная
монархия - это не идеалистическое построение, как представляют некоторые ее
критики, а серьезное научно-разработанное построение, которое подтверждено
глубочайшей по традиции и по разработанности законодательной базой.
На примере стран с монархическим устройством, отчетливо видно, что в
современном мире монархия не опровергает, как хотят представить ее
противники, а только защищает демократические принципы, отметил в своем
выступлении лидер ММД К.К. Немирович-Данченко, который также отвел аргументы
некоторых критиков в слабости законодательной базы монархической власти,
сказав, что сложившаяся идеология российского просвещенного консерватизма
имеет гарантированную правовую и особенно законодательную природу власти
монарха. ... При этом получая власть не от кого то, а в силу своего
рождения, монарх полностью гарантирован от давления на него чужой воли,
партийных интриг и предстоящих выборов. Кроме этой независимости и
незаангажированности именно монархия единственная форма правления,
культивирует хотя и внеюридическую, но не менее действенную защиту общества
от произвола власти. Ведь только при монархии верховная власть имеет над
собой не только закон юридический, но и закон нравственный. Так даже текст
петровского Регламента 1721 года созданного в период просвещенного
абсолютизма, гласил: «Его Величество есть самовластный монарх, который
никому на свете в своих делах ответу дать не должен, по сему и власть имеет,
своими землями и государством, яко христианский государь, управлять». Именно
в этой формуле «яко христианский государь» заложено и ярко подчеркивается,
что монарх обязан руководствоваться не только законом, но и христианскими
Заповедями. Именно поэтому монархическая идея столь болезненно
воспринимается некоторыми представителями т.н. либерально-демократических
кругов, т.к. они осознают, что монархический принцип не только глубок по
своей исторической традиции, но более конкретен и перспективен как
перспективная для России государственная система.
В предпочтении замены демократической формы на монархическую высказался
С.А. Сапожников, который касаясь в своем докладе правовых проблем
престолонаследия, отметил, что основной довод противников монархии -
случайность получения власти подстраховывается не только всей системой
воспитания, образования престолонаследника, но и самой системой Закона о
престолонаследии.
|