Монархическая форма правления
является традиционной для России и, безусловно, глубоко укоренилась в
коллективном бессознательном нации. Монархическое устройство – константа русской
истории, мы легко угадываем эту идею не только в истории российской династии, но
– в скрытой форме – и в советском и в демократическом периодах. Разговор о
монархии в России сегодня приобретает новую актуальность
Полезно сделать обзор тех форм, в которые
воплощалась монархическая идея в русской истории.
Принято считать, что монархический принцип
утвердился на Руси вместе с Рюриком, севшим на княжение в Киеве. Первая форма
монархии была языческой и славяно-скандинавской. Киевская Русь была своего рода
«княжеской федерацией», где «великий князь» был «первым среди равных».
Верховенство киевского князя над другими удельными князьями Древней Руси были
далеко не полным, и эта форма монархического устройства, свойственная
феодальному периоду в целом, была относительной.
Принятие православия князем Владимиром сблизило
Киевскую Русь с христианскими странами, сделав ее частью византийского мира.
Обладая значительной политической автономией в отношении Царьграда Киевская Русь
находилась в его зоне влияния и постепенно впитывала церковно-политический
византизм, основанный на принципе «симфонии властей» – единстве церкви и
императора. С золотого века Древней Руси – с эпохи Ярослава Мудрого и Владимира
Мономаха – тенденции к укреплению монархического начала в христианском контексте
очевидны. При Ярославе Мудром избрание киевским митрополитом этнического
русского – митрополит Илларион (до и после на киевскую кафедру присылались
греки) – было первым робким шагом к воссозданию особой самостоятельной
церковно-монархической симфонии в пределах Руси – «русская симфония». Но все же
весь киевский период русской истории проходил под знаком «ограниченной монархии»
– извне ее ограничивала Византия, а изнутри постоянные раздоры и
раздробленность.
В период монгольского нашествия и
в эпоху орды Русь утратила политическую независимость, но в Московское княжество,
исподволь учась у ордынцев и анализируя причины распада, готовилось к
историческому прорыву – к восстановлению русской монархии, суверенной и
независимой. Основы независимого русского монархического государства были
отвоеваны войском Дмитрия Донского на Куликовом поле, а после падения
Константинополя и окончательного ослабления «золотой орды» на авансцену
истории вступила новая реальность – Московская Русь. В ней мы видим полную и
окончательную реализацию «русской симфонии», триумф русской монархической идеи.
Православная Московское Царство отныне становится абсолютно независимой
реальностью – и церковно и политически, а московский великий князь Иван
Васильевич помазуется впервые в русской истории «царем». Именно этот период
знаменует собой полный расцвет монархического принципа.
После раскола и реформ Петра Первого русская
монархия резко меняет свое содержание и свое значение. Отныне
Русь называется «Россией». Монархический принцип переход от византийской «симфонической»
модели к подражанию западным монархиям. Парадоксально, но Россия перестала быть
«империей» в византийском смысле именно в тот момент, когда стала называться
этим именем. Хотя формально на уровне вывески декор «византизма» сохранился.
Большевики ниспровергли
монархический строй. Но пролетарская революция и революционная демократия
довольно быстро привели к возникновению «красной монархии», когда безраздельная
полнота политической власти сосредоточилась в руках единственной личности –
главы Компартии. При Сталине монархический принцип был
не меньшим, если не большим, чем в эпоху Рюриковичей, хотя таковым он не
назывался.
Демократические реформы в новой
России также не смогли переломить социальных устоев, и все успехи (равно как и
все провалы) демократических реформ в 90-е были целиком и полностью сопряжены с
одной личностью – с авторитарной фигурой Бориса Ельцина. Его преемнику Владимиру
Путину «демократический монархизм» достался в наследство, и расцвел пышным
цветом, опираясь на тысячелетние привычки.
Сегодня формально в России нет
царя. Но монархический принцип по прежнему действует. И весьма активно. Это
положение требует новой оценки роли фигуры царя в русской истории. И в то же
время подталкивает кое-кого к мыслям о пользе и своевременности реставрации
легитимной династии, чтобы де факто существующее положении дел перевести в
юридическую плоскость, легитимизировать его. Вот тут-то и встает в полную силу
вопрос о династических правах на русский престол, о возможности сочетать
монархический строй с императивом социальной, технологической, экономической и
политической модернизации русского общества. Причем сегодня такая перспектива,
кажется, менее невероятной, нежели раньше.
С моей точки зрения, прежде, чем
переходить к практическим шагам, следует ясно определить тот исторический цикл
русской монархии, который новая Россия должна взять за образец. Без этого
всерьез приступать к данной теме невозможно. В согласии с моей евразийской
позицией и традиционалистской идеей, которую я всегда отстаивал и продолжаю
отстаивать, образцом русской монархии является Московское Царство, мировоззрение
Москвы-Третьего Рима, идеал Святой Руси, как великого независимого Государства,
облеченного миссией быть столпом спасения и света для всех народов мира, ядром
Вселенского Православия. Путь к восстановлению монархии на Руси должен лежать
через московский, а не через санкт-петербургский и не через киевский периоды
нашей истории. И еще: я убежден, что реставрация монархии в России должна
учитывать социальную ориентацию нашего общества, и в этом смысле советский опыт
должен быть учтен самым тщательным образом (а не отброшен). Таким образом,
грядущая русская монархия должна быть византистской, мессианской, народной и
социальной.
Александр Дугин
|