Пятница, 13 сентября 2024 г.   

  
 
 
  
  

Как вступить в Российское
Монархическое
Движение?

(нажмите, чтобы узнать)

 

 

Газета Российского Монархического Движения

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100

 

 

eServer.ru :: Хостинг-оператор #1
 

RB2 Network Member

 

 

 

 
 
НОВОСТИ / 2008 / НОЯБРЬ / 01


Великая Княгиня Мария Владимировна: «Это общая победа всех граждан России, уважающих наше историческое прошлое...»

Данное интервью подготовлено на основе беседы А.Крылова-Толстиковича (Российские вести, 2008, 15-21 октября, № 36 (1932)) и интервью Ю.Говорухина (Общественно-политический журнал Федерального Собрания Российской Федерации «Российская Федерация сегодня» (2008, октябрь.).

 

Ваше Императорское Высочество, процесс правовой реабилитации Императора Николая II и Членов Его Семьи продолжался много лет. Все решения судебных властей были однозначно отрицательными – убийство Царской Семьи расценивалось на уровне уголовного преступления… Не больше и не меньше… Стало ли для Вас неожиданным положительное решение дела Верховным судом РФ?

Я всегда верила, что законность и справедливость восторжествуют. И что это произойдет именно в России. Но решение Президиума Верховного Суда, в некотором роде, действительно было для меня неожиданным. Я обратилась с заявлением об отмене прежнего незаконного решения и об отправлении дела на новое рассмотрение. То, что 1 октября 2008 года произойдет реабилитация моих родных, я не предполагала. Но в данном случае мы имеем дело, слава Богу, с приятной неожиданностью.

Какие чувства Вы испытали при известии о реабилитации Членов Царской Семьи?

Прежде всего – гордость за мою Родину. Когда мои иностранные друзья, может быть, из самых искренних побуждений, говорили мне о возможности обращения в международные судебные инстанции, я отвечала им, что вопрос о реабилитации Императора Николая II, Членов Его Семьи и Их верных служителей должен быть решен только в России. Решение о реабилитации моих родных, принятое Президиумом Верховного Суда, показало всему миру, что Россия, несомненно, является правовым государством. В результате трехлетней борьбы мне удалось добиться соблюдения и исполнения закона. Но я не считаю реабилитацию царственных страстотерпцев своей победой над кем бы то ни было. Это общая победа всех граждан России, уважающих наше историческое прошлое. Я благодарна всем, кто поддерживал мою правовую инициативу, независимо от их политических убеждений и отношения к возможности восстановления монархии.

Как Вы расценивает вердикт Верховного суда: только как констатацию некой исторической реалии или как восстановление исторической справедливости, возрождение духовных начал в российской государственности?

И то, и другое. Государство не может быть сильным без соблюдения законности. Общество разрушается, если в нем теряются духовные и нравственные ориентиры. Мы, может быть, не до конца осознаем, а ведь свершилось великое дело – современное Российское государство с момента признания Святых Царственных Страстотерпцев жертвами политических репрессий, подлежащими восстановлению в правах, больше не несет груза кровавой ответственности за цареубийство 17 июля 1918 года!

Какие последствия, с Вашей точки зрения, должна повлечь реабилитация Царской Семьи?

Моральные и правовые последствия этого акта неисчерпаемы. Царская Семья была символической первой семьей России. Ее расстрел положил начало многолетнему террору, жертвой которого стало множество людей, принадлежащих к разным сословиям, национальностям и религиям. Но вплоть до 1 октября 2008 года с юридической точки зрения наше государство продолжало считать членов Дома Романовых «врагами народа», которых казнили правильно. Это был тяжелый и кровавый груз прошлого, от которого мы теперь избавились.

Не следует сбрасывать со счетов и то, что наш случай показывает, как можно добиться справедливости даже если сталкиваешься с сильным противодействием. Теперь каждый гражданин России может быть уверен, что правду можно отстоять – и в большом, и в малом. Так что реабилитация Царской Семьи – это вклад в преодоление «правового нигилизма», о котором недавно говорил президент Дмитрий Медведев. Мы теперь можем смело утверждать, что государственная власть России борется с этим нигилизмом не на словах, а на деле.

Будете ли Вы обращаться за компенсацией или требовать возвращения собственности?

Я никогда не увязывала вопрос о реабилитации Членов Царской Семьи с какими бы то ни было имущественными и финансовыми интересами. Более того, я не раз говорила, что Императорский Дом в принципе против реституции, так как считает ее опасной для гражданского мира в России. Такой же позиции придерживались мой отец Государь Владимир Кириллович и мой дед Государь Кирилл Владимирович. Для себя мы ничего не требуем и не просим.

С 1991 года мы активно участвуем в жизни России, бываем на Родине несколько раз в год, и ни разу с нашей стороны не прозвучало никаких претензий. Когда государство осуществит то, что уже произошло в подавляющем большинстве стран, и примет решение об окончательном нашем возвращении в Россию в качестве исторической институции, власть сама определит, в чем и в какой форме оказать нам содействие и какую-то минимальную помощь для развития нашей общественной и культурной деятельности.

Какую роль, на Ваш взгляд, Императорский Дом может играть в современном мире?

В любой стране историческая династия, независимо от того, царствует она или нет, является символом преемственности, и связи с многовековым наследием предков. Если кому-то это кажется малозначащим, он глубоко заблуждается. Посмотрите на общемировую практику: практически во всех государствах, в том числе и в бывших коммунистических, Императорские и Королевские Дома вернулись и работают на пользу своих стран. Нигде от этого никому не стало плохо, конституционный строй остался неизменным, политическая и общественная жизнь развивается своим чередом. Но появилась крепкая точка опоры в прошлом, без которого невозможно создавать будущее.

А каковы, по Вашему мнению, формы деятельности Дома Романовых в России?

Прежде всего, я убеждена, что Императорский Дом должен быть абсолютно чужд любым формам политической борьбы. Династия должна объединять, а не разобщать. Перед нами обширное поле деятельности для различных общественных, культурных и благотворительных начинаний. Мы способны помочь возрождению традиций в различных сферах жизни, воспитанию патриотизма, восстановлению и укреплению дружбы между народами, принадлежащими к историческому пространству Российской Империи. На международном уровне мы можем укреплять авторитет России и защищать ее образ от несправедливых нападок, представлять интересы отечества на неофициальном уровне, как своего рода послы доброй воли, помогать продвижению качественной российской продукции на мировой рынок и т.п. Все это мы стараемся делать уже сейчас, но конечно, эффективность нашей работы многократно усилится, если государство окажет нам минимальную моральную и правовую поддержку.

Может быть, кто-то усматривает в Вашем возвращении некую попытку реставрации монархии и опасается?

Восстановление монархии, это один вопрос, а юридическое признание статуса исторической Династии – совершенно другой. Еще ни в одной стране мира возвращение Императорской или Королевской Династии никому не причинило вреда. Посмотрите на Болгарию, Румынию, Сербию, Венгрию, Албанию… Везде Династии вернулись, государственная власть в той или иной форме определила свое правовое отношение к ним. И нигде это не поколебало существующего конституционного строя, а лишь способствовало повышению авторитета страны. Что касается восстановления монархии, то решение об этом может принять только народ. Мы верим в монархический идеал и считаем, что легитимная монархия наибольшим образом подходит для России. Но мы никогда не согласились бы на реставрацию вопреки воле народа. В любом случае, мы хотим служить своему Отечеству, а не добиваться каких-то выгод.

Интерес к прошлому Российской Империи не мог не затронуть очень актуального сегодня вопроса о межнациональных отношениях ныне независимых государств, некогда составлявших единое целое. Хотелось бы знать Ваше мнение о событиях на Кавказе, как могло получиться, что Грузия, некогда добровольная ставшая частью России, сегодня оказалась военным противником? Какова Ваша оценка признания суверенитета Южной Осетии и Абхазии?

Вы затронули чрезвычайно трагическую и болезненную тему. Нынешнее противостояние между Россией и Грузией противоречит интересам и русских, и грузин. Оно стало результатом безответственных действий политиков, выполняющих чужую волю и превращающих свою территорию в полигон для испытания на своих мирных гражданах иностранного оружия.

Императорский Дом никогда не участвовал в расчленении страны и братоубийственной гражданской войне. Мы везде чувствуем себя на Родине – не только в Российской Федерации, гражданами которой мы являемся, но и в других странах, появившихся на нашем историческом пространстве после декабря 1991 года. Я верю, что рано или поздно, единство всех народов Российской Империи будет восстановлено. Это не будет восстановлением Империи в том виде, в каком она существовала на 1917 год, и, конечно же, не будет восстановлением СССР. Но на новом этапе исторического развития можно найти такую форму Содружества, которая будет соответствовать ныне существующим реалиям, и в тоже время, опираться на традицию, на многовековой опыт наших предков, сообща создавших величайшее в мире государство. Что касается признания Россией суверенитета Южной Осетии и Абхазии, то это вопрос многогранный. Конечно, Россия просто не имеет права оставлять на произвол судьбы народы Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, многочисленных людей всех национальностей в некоторых других странах, которые в момент распада СССР, не покидая своей малой Родины, вдруг оказались нежелательными иностранцами. Все эти люди верят России и ждут от нее покровительства. Я твердо убеждена в том, что это является одной из важных исторических миссий Российской Федерации, и, в тоже время, очень надеюсь, что упомянутый Вами акт не будет служить углублению конфронтации, и не окажется в будущем использованным, как прецедент, нашими геополитическими противниками против территориальной целостности самой современной России. В таких делах нужно проявлять и волю, и максимальную деликатность, ни в коем случае не допуская двойных стандартов ни по отношению к себе, ни к тем людям, которые ждут от России помощи и защиты.

Вашей матери, Великой Княгине Леониде Георгиевне, только что исполнилось 94 года. Мы просим передать ей наши поздравления. Как она сейчас себя чувствует?

Конечно, годы берут свое. Мама все время повторяет, что хочет поехать в Россию, но это, к сожалению, невозможно. Она не перенесет ни перелет, ни долгий переезд. Но она продолжает интересоваться тем, что происходит на Родине. Ее очень тронули поздравления, пришедшие от соотечественников из России и из многих стран мира. Святейший Патриарх Алексий подписал указ о награждении мамы церковным орденом святой Ольги первой степени. Это очень дорогой для нас знак внимания со стороны предстоятеля нашей церкви. В Москве и Санкт-Петербурге, во многих городах России в день ее рождения отслужили молебны.

А как поживает Ваш сын Великий Князь Георгий?

Он работает, набирается опыта. Сейчас Георгий живет в Брюсселе. Мы надеемся, что в скором времени у него появится возможность применить накопленные знания и опыт непосредственно на пользу России.

 

Данное интервью подготовлено на основе беседы А.Крылова-Толстиковича (Российские вести, 2008, 15-21 октября, № 36 (1932)) и интервью Ю.Говорухина (Общественно-политический журнал Федерального Собрания Российской Федерации «Российская Федерация сегодня» (2008, октябрь.).

 

 
 
 
     

хостинг: eServer.ru