Среди
многочисленных публикаций, посвященных рассмотрению
правовых, моральных и духовных аспектов реабилитации Святых
Царственных Страстотерпцев Государя Императора Николая II и
Членов Его Августейшей Семьи, в ряде средств массовой
информации прозвучали высказывания некоторых
священнослужителей, противоречащие позиции Русской
Православной Церкви по данному вопросу. Однако данные
частные заявления совершенно необоснованно и ложно
преподносятся в качестве мнения Московского Патриархата. В
связи с имевшим место дезинформированием общественности,
Канцелярия Е.И.В. доводит до всеобщего сведения следующие
обстоятельства.
-
В
соответствии со святыми канонами и Уставом Русской
Православной Церкви выступать от Ее Имени и оглашать Ее
официальную позицию, помимо высших органов церковной
власти – Поместного и Архиерейского Собора, могут только
Святейший Патриарх и Священный Синод.
-
Русская
Православная Церковь, высказав свою официальную позицию,
не меняет её в угоду какой бы то ни было конъюнктуре.
-
В
“Послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и
Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию
убиения Императора Николая II и Его Семьи” от 17 июля
1993 года говорится: “необходимо рассмотреть все аспекты
екатеринбургского преступления – нравственные, правовые,
политические. Это нужно не только для установления
исторической истины, но и для того, чтобы
государственная власть законодательно осудила
совершенное злодеяние, восстановив тем самым преемство
своей верности закону и нравственности”. Вплоть до
настоящего времени правовой аспект цареубийства не
рассмотрен, и казнь Царской Семьи не осуждена
законодательно, чем и вызвано требование Главы
Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Марии
Владимировны о реабилитации Святых Царственных
Страстотерпцев – Ее Августейших Родственников.
-
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви,
проходивший 13 – 16 августа 2000 года, принял решение о
канонизации Царской Семьи. В определении Собора
говорится: “Прославить как страстотерпцев в сонме
новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью:
Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича
Алексия, Великих Княжон Ольгу, Татиану, Марию и
Анастасию. В последнем православном Российском Монархе и
Членах Его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся
воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В
страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с
кротостью, терпением и смирением, в их мученической
кончине в Екатеринбурге на 4/17 июля 1918 года был явлен
побеждающий зло свет Христовой веры подобно тому, как он
воссиял в жизни и смерти миллионов православных
христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке”
(Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной
Церкви. Храм Христа Спасителя 13 – 16 августа 2000 года.
Материалы. М. 2001. С. 269 ). Русская Православная
Церковь установила и засвидетельствовала своим Актом
канонизации Царской Семьи в лике страстотерпцев, что
Государь Император Николай II, его супруга и дети были
лишены жизни за веру “мятежниками и убийцами,
боровшимися за овладение властью или за удержание ее”;
“активными богоборцами, прикрывающими свои идеологически
мотивированные злодеяния мнимой толерантностью в
отношении самих носителей христианской веры и
благочестия”. Комиссией Священного Синода по канонизации
прямо сказано: “И жертвы политических убийств могут быть
святыми страстотерпцами, так как их убивали как символ
Православной Руси”. (Материалы, связанные с вопросом о
канонизации Царской Семьи. М.: Синодальная комиссия
Русской Православной Церкви по канонизации святых, 1996.
– С. 11–19). “В богослужебной и житийной литературе
Русской Православной Церкви слово “страстотерпец” стало
применяться к тем русским святым, которые, подражая
Христу, с терпением переносили физические, нравственные
страдания и смерть от рук политических противников”
(Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной
Церкви. Храм Христа Спасителя 13 – 16 августа 2000 года.
Материалы. М. 2001. С. 269 ). “Последовательно и
методично убивая всех попавших им в руки Романовых, -
утверждает Председатель Синодальной Комиссии по
канонизации святых Высокопреосвященный Митрополит
Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) в докладе
Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 года, - большевики
прежде всего руководствовались идеологией, а потом уже
политикой – ведь в народном сознании Император еще
продолжал оставаться Помазанником Божиим, а вся Царская
Семья символизировала Россию уходящую и Россию
уничтожаемую”. (Юбилейный Архиерейский Собор Русской
Православной Церкви. Храм Христа Спасителя 13 – 16
августа 2000 года. Материалы. М. 2001. С. 82). Говоря в
целом о новомучениках и исповедниках российских,
митрополит Ювеналий в своем докладе придает особое
значение факту реабилитации государством всех,
замученных и подвергнутых гонениям за Христа
богоборческим коммунистическим режимом (см. Юбилейный
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм
Христа Спасителя 13 – 16 августа 2000 года. Материалы.
М. 2001. С. 73-74).
-
Церковь и
государство обладают различными природами и имеют каждый
свое предназначение. Государство существует для
устроения мирской жизни и использует для этого различные
средства, в том числе и право. Право в соответствии с
“Основами социальной концепции Русской Православной
Церкви”, принятыми Архиерейским Собором 2000 года, есть
особая сфера, отличная от смежной с ней этической сферы:
оно не определяет внутренних состояний человеческого
сердца, поскольку Сердцеведцем является лишь Бог. Однако
поведение и действие людей являются объектом правовой
регламентации, которая и составляет содержание
законодательства. Без права никакое человеческое
сообщество существовать не может. Права нужны
христианину прежде всего для того, чтобы, обладая ими,
он мог наилучшим образом осуществить свое высокое
призвание к подобию Божию, исполнить свой долг перед
Богом и Церковью, перед другими людьми, семьей,
государством, народом и иными человеческими
сообществами. Задача светского закона не в том, чтобы
лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в
том, чтобы он не превратился в ад.
-
Члены
Царской Семьи стали жертвами произвола тоталитарного
богоборческого советского государства и подверглись
политическим репрессиям по социальным, классовым и
религиозным признакам. 17 июля 1918 года Святой
Страстотерпец Император Николай II был расстрелян по
приговору Президиума Уральского Областного Совета и
признан государством “коронованным палачом, виновным в
бесчисленных кровавых насилиях русского народа”. Вместе
с ним были расстреляны Члены Его Семьи и их верные
служители. 18 июля 1918 года решение Уралсобловета было
“признано правильным” высшим органом государственной
власти РСФСР – Всероссийским центральным исполнительным
комитетом. Закон РФ “О реабилитации жертв политических
репрессий” гласит: “За годы Советской власти миллионы
людей стали жертвами произвола тоталитарного
государства, подверглись репрессиям за политические и
религиозные убеждения, по социальным, национальным и
иным признакам. Осуждая многолетний террор и массовые
преследования своего народа как несовместимые с идеей
права и справедливости, Федеральное Собрание Российской
Федерации выражает глубокое сочуствие жертвам
необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет
о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий
обеспечения законности и прав человека”.
-
Несмотря
на то, что Церковь отделена от государства, ее позиция
относительно жертв политических репрессий по
религиозному признаку является важнейшим критерием в
вопросе их реабилитации, имеющим юридическое значение.
Как известно, право существует в нескольких формах: в
форме законов, в форме договоров, в форме обычаев, в
форме канонического права и в других формах. В нашем
государстве все они реально существуют и применяются
постольку, поскольку не противоречат Конституции и
законодательству РФ. Акт Русской Православной Церкви о
канонизации в чине страстотерпцев Императора Николая II
и Членов его Семьи не противоречит какому-либо закону, а
наоборот конкретизирует и развивает положение Преамбулы
Конституции РФ о том, что граждане имеют право чтить
память предков, передавших нам любовь и уважение к
Отечеству, веру в добро и справедливость.
-
В 2003
году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий
II, отвечая на вопрос газеты “Газета”: "Великая Княгиня
Леонида Георгиевна давно добивается юридической
реабилитации Императора Николая II и его семьи, которые
уже два года как канонизированы, но до сих пор формально
считаются преступниками. Ваше отношение к этому?",
ответил: "Конечно, в таком сложном процессе должны быть
тщательно соблюдены все правовые формальности, что,
наверное, требует времени. Но процесс реабилитации нужно
как можно скорее завершить. Непонятно, какие здесь могут
быть принципиальные препятствия. Неужели в нашей стране
найдутся люди, до сих пор считающие, что Император
Николай и его семья на самом деле были преступниками,
достойными смерти? " (Газета "Газета", 2003, 25 апреля).
Таким образом, Предстоятель Русской Православной Церкви
публично, ясно и недвусмысленно поддержал правовую
инициативу Российского Императорского Дома.
Из всего
вышесказанного следует, что официальная позиция Русской
Православной Церкви никоим образом не находится в
противоречии с правовой позицией Главы Российского
Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии
Владимировны, а напротив, подтверждает её. Святая Церковь,
свершив акт высочайшей духовной значимости о канонизации
Святых Царственных Страстотерпцев, не только не отрицает, но
безусловно признает важность их юридической реабилитации,
относящейся к сфере деятельности государства.
Что касается
высказанных некоторыми священнослужителями частных мнений,
то они не только противоречат официальной позиции Русской
Православной Церкви, но прямо не согласуются с принципами
морали и доводами разума.
Заявления о
том, что “святые не нуждаются в реабилитации”, бессмысленно.
Святые не нуждаются ни в чем – ни в реабилитации, ни в
канонизации. Канонизация нужна всем нам как чадам земной
Церкви, и реабилитация нужна всем нам как гражданам
государства. Православным не может быть безразлично, что
государство, гражданами которого мы являемся, юридически
продолжает считать наших Святых Страстотерпцев
“преступниками, достойными смерти”, решение о расстреле
которых было “правильным”.
Заявления о
том, что требование о реабилитации Святых Царственных
Страстотерпцев носит “мелочный характер”, даже неудобно
комментировать. Их можно объяснить только абсолютной
юридической неосведомленностью и проистекающим из нее
пренебрежением к закону.
Ссылки на
захоронение в Петропавловском соборе екатеринбургских
останков как на акт “реабилитации на государственном уровне”
вновь свидетельствуют о глубочайшем правовом невежестве, и к
тому же об отсутствии способности мыслить логически. Если то
или иное духовное лицо следует официальной позиции Русской
Православной Церкви, не нашедшей оснований для признания
екатеринбургских останков, то ни с какой точки зрения не
понятно, какое отношение имеет захоронение безвестных
останков к реабилитации Святых Царственных Страстотерпцев.
Если же некие духовные лица признают екатеринбургские
останки мощами Царственных Страстотерпцев, то это значит,
что они ни во что не ставят позицию Святейшего Патриарха и
Священного Синода Русской Православной Церкви. Но и в этом
случае никакой логики в рассуждениях данных
священнослужителей по поводу реабилитации Царской Семьи нет.
Раз, с их точки зрения, “реабилитация на государственном
уровне произошла”, то что же мешает Генеральной прокуратуре
РФ выдать справки об этой реабилитации?
В
действительности, политические декларации не могут заменить
право. Реабилитация жертв политических репрессий – не
инструмент политики, а юридический акт, преследующий целью
восстановление справедливости. Глава Российского
Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария
Владимировна заявила: “Реабилитация царской семьи будет
означать торжество права, справедливости и законности. Этот
акт важен прежде всего для современного Российского
государства. До тех пор, пока Царственные Мученики не
реабилитированы, государство, по сути, признает правильность
их казни и принимает на себя ответственность за нее.
Реабилитация будет способствовать повышению авторитета
России во всем мире, станет наглядным символом того, что
мрачная страница произвола, беззакония и террора в нашей
истории действительно закрыта” (Ответы Главы Российского
Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии
Владимировны на вопосы журнала “Итоги” // Итоги, 2005, 12
декабря. – С.24-28).
Относясь с
глубочайшим благоговением к священному сану и избегая
персонального осуждения кого бы то ни было, мы не можем
оставить без ответа заявления, вводящие соотечественников в
соблазн и заблуждение. Необходимо также отметить, что
священный сан ни при каких обстоятельствах не может и не
должен быть прикрытием для лжи, лицемерия и клеветы.
Глава
Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая
Княгиня Мария Владимировна и верные ей люди являются верными
чадами Русской Православной Церкви, свято чтут волю и мнение
Святейшего Патриарха Алексия II и в вопросе о реабилитации
Святых Царственных Страстотерпцев ставят во главу угла
позицию Московского Патриархата, выраженную в актах
церковного права. |