Воскресенье, 07 июня 2020 г.   

  
 
 
  
  

Как вступить в Российское
Монархическое
Движение?

(нажмите, чтобы узнать)

 

 

Газета Российского Монархического Движения

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100

 

 

eServer.ru :: Хостинг-оператор #1
 

RB2 Network Member

 

 

 

 
 
НОВОСТИ / 2005 /  / 07


Владимир Николаевич Ильин 1890-1974 гг.

Философское наследие Владимира Николаевича Ильина, автора публикуемой статьи «Монархия и культура» только возвращается в Россию. Пока это - том сочинений «Эссе о русской культуре», в 1997 г. изданный издательством «Акрополь» и книга «Миросозерцание графа Л.Н.Толстого, изданная в 2000 г. Петербургским Христианским университетом и несколько публикаций в «толстых» журналах. Русский читатель только еще открывает для себя этого философа и поэтому представим его жизненный путь несколько подробнее, чем этого требует простая биографическая справка.

 

В.Н.Ильин родился в 1890 г. в имении своего деда Николая Петровича Чаплина и Надежды Петровны Чаплиной (урожденной баронессы Меллер-Закомельской). Отец был крупным чиновником финансового ведомства, но сверх того литературоведом и в частности специалистом по Шекспиру. После трагической смерти отца, мать вторично вышла замуж за директора Слуцкой гимназии Мих. Мих. Ивановского, известного классика, специалиста по древним языкам, страстную любовь к которым он внушил и юному Владимиру, который очень рано предался чтению богословских и философских книг.

После блестящего окончания Киевской гимназии и Киевского Императорского университета Св.Владимира по физико-математическому факультету он поступил на историко-филологический факультет, который окончил по философско-историческому отделу. Окончив этот факультет, а также частную консерваторию, Ильин по получении звания магистранта читал лекции по философии. Однако эта деятельность была прервана революцией. Ильин писал позже: «Мне угрожала смертельная опасность по причине давнишней моей борьбы с материалистической марксистской идеологией, которую я всегда вел в очень резком тоне. Мне пришлось оставить Россию в 1919 г….»[1]

Будучи в эмиграции В.Н.Ильин преподавал в разных средних и высших учебных заведениях Константинополя, Берлина. Одновременно закончил богословский факультет Берлинского университета. Говоря о тогдашнем круге общения В.Н.Ильина, сформировавшем его как философа и публициста, нельзя обойти его приверженность евразийству и общение как с о. Сергием Булгаковым, так и с Н.А.Бердяевым, путь которого в Париж также пролегал через Берлин, где они по всей видимости и познакомились. В этот период примкнул к евразийскому движению и к ученым с ним связанным. (проф. Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин, Н. Н. Алексеев, В. Э. Сеземан и др.)

И хотя В.Н.Ильин отнюдь не был ярким последователем евразийских идей, как Н.С.Трубецкой или Л.П.Карсавин, тем не менее он печатался практически во всех основных евразийских изданиях. Его заветной мечтой было синтезировать метафизику свободы Бердяева и учение о.С.Булгакова о Софии, приверженцем которого он был.

С 1925 до середины 1930-ых гг. читал лекции по литургике, средневековой философии и другим богословско-философским предметам в Парижском Сергиевском богословском Институте. В этот период Ильин написал ряд книг и исследований по богословию, а также много статей «на разного рода “евразийские” темы».

В середине 30-х годов Владимир Николаевич переживает душевный кризис, который накладывает отпечаток на последующее творчество и отдаляет его от круга близких ему людей и приводит в конце концов к уходу из Сергиевского богословского института. Причины этого кризиса глубокие и неоднозначные, но одной из главных было в смене политических ориентиров, разрыве с тем крылом евразийского движения, которое допускало возможность мириться с советской реальностью и начало третировать его правые и монархические убеждения.  В следствии этого происходит разрыв с окружением Парижского богословского Института и как он пишет: «по причинам ничего общего с наукой и преподаванием не имеющим, я должен был оставить Институт и долгое время зарабатывал на жизнь в качестве разъездного лектора – в Германии, в Бельгии, в Италии, в Югославии и прибалтийских странах…». С этого времени и вплоть до своей кончины он много печататься в наиболее монархическом журнале «Возрождение».

В 1941-42 годах Ильин подолгу живет в Берлине, занимаясь в Университетской библиотеке, общается с прот. Иоанном Шаховским, впоследствии известным церковным писателем. В послевоенное время Ильин читает лекции на апологетических курсах в Институте богословия, основанном о.Евграфом Ковалевским, преподает в Парижской консерватории. К публицистической деятельности Ильин возвращается и в начале 50-х годов, публикуя статьи самой разной тематики: эстетика, философия и истории искусства. Его имя нередко появляется на страницах “Вестника РСХД”, а затем и журнала “Возрождение”.

Скончался В.Н.Ильин 23 октября 1974 г. у себя дома, садясь за пишущую машинку.

 

Ильин был монархистом не только по философским воззрениям или политическим убеждениям, он был им по духу русского человека, что замечательно иллюстрируется небольшим отрывком из его воспоминаний, которым и хочется закончить этот очерк.

 

«Одно из моих самых ранних воспоминаний – это иллюминация по поводу коронационных торжеств при восшествии на престол покойного Государя Николая II Александровича, которого я очень любил и трагедию которого я не только принял в сердце, но пережил всецело как свою собственную и, как трагедию всей России. Да так оно и есть. Я хочу к этой теме возвращаться не раз – до того момента, пока в Париже в храме Александра Невского слева от алтаря не будет воздвигнут мемориальный крест с короной – символом царственного мученичества.

О возлюбленный Государь, святой и мученик, – твои страдания – мои страдания. Покуда ты правил и был на своем мученическом троне – и мы были в своем страдальческом раю, в своем грустном Дворянском Гнезде. Когда ты ушел – изгнали и нас. И вот мы у последней черты. Моли Бога о нас, Царственный Мученик. Ты видишь – мы все исходим кровью, ибо пуля, кощунственно пронзившая тебя, пронзила и нас. И вот десятки лет длится наша агония.»

 

Кирилл Немирович-Данченко


[1] Цитируется по  кн. В.Н.Ильин. Эссе о русской культуре. Спб. Акрополь. 1997 г.

Статья "Монархия и культура"

 
     

хостинг: eServer.ru