Священноначалие РПЦ
приветствует инициативы проведения паломничеств и молитвенных шествий, но только
"как свидетельство веры и проявление народного благочестия".
Инициативы же о проведении вышеупомянутого "покаянного хода", по информации
Московского патриархата, исходили от маргинальных околоцерковных групп, не
имеющих благословения архиереев и преследующих, скорее всего, политические цели.
Члены Священного Синода особо отметили, что благословение может быть дано и на
упомянутое шествие, если оно будет совершено в послушании Священноначалию и в
соответствии с рядом суждений.
В частности, члены Синода напомнили, что "в Церкви существуют вполне
определенные формы совершения Таинства Покаяния, укорененные в Священном
Предании и освященные многовековой традицией", и "отступление от этих форм
представляется неоправданным и излишним".
"Истинным плодом принесенного покаяния, – говорится в постановлении Синода, –
стало совершающееся возвращение народа на стези веры, благочестия и жизни во
Христе, а видимым его свидетельством – причисление Русской Православной Церковью
Царской Семьи и новомучеников и исповедников к лику святых на Юбилейном
Архиерейском Соборе в 2000 году".
Воронежский епархиальный совет РПЦ МП объяснил, почему не нужно всенародно
каяться в убийстве Императора
Вслед за появлением определения
Священного Синода РПЦ МП, принятого на заседании Синода 20 апреля, уже через 2
дня Епархиальный совет Воронежской епархии обратился к духовенству и верующим
епархии с разъяснением по поводу "призывов к всенанародному покаянию в связи со
страдальческой гибелью Царской семьи". Обращение подписали все 6 членов
епархиального совета и все 14 благочинных округов Воронежско-Борисоглебской
епархии РПЦ МП.
В таинстве покаяния, - говорится
в обращении Воронежского епархиального совета, – верующие исповедуют
исключительно свои индивидуальные (личные) грехи. Покаяние за действия другого
человека в свете христианского вероучения в принципе невозможно, в таких случаях
применима только молитва "о прощении и оставлении грехов всех православных
христиан, как ныне здравствующих, так и прежде почивших".
Для характеристики поднимающих
вопрос о необходимости всенародного покаяния за цареубийство принятый
воронежским епархиальным советом документ использует термин "некоторые,
именующие себя православными". Данная категория лиц, говорится далее в тексте
обращения, решила привнести в жизнь Церкви "собственные политические пристрастия
и псевдобогословские рассуждения", которые откровенно противоречат догматам
православия и многовековому духовному опыту Православной Церкви. Вместо
благочестивого почитания подвига Российского Императора и Его близких,
подражания их христианским добродетелям появилась "ересь царебожия":
страстотерпец Царь Николай II объявляется "искупителем грехов людей российских".
При этом авторы обращения особо подчёркивают, что "даже Римская Католическая
Церковь, которая учит о "сверхдолжных заслугах святых", никогда ни одного
святого не именовала "искупителем".
Обращение подробно разъясняет
несостоятельность аргументации "лжеучителями" "еретического" понятия
"Царь-искупитель", в свете норм, установленных православной догматикой: "Церковь
знает только один наследственный грех – первородный, последствие падения наших
прародителей Адама и Евы, от которого мы избавляемся в Таинстве Святого
Крещения". Разделяющие логику "лжеучителей", - подчёркивается в обращении, -
таким образом, отрицают 10-й член Символа веры: "Исповедаю едино Крещение во
оставление грехов". Кроме того, епархиальный совет обращает внимание верующих на
то, что и православное Предание не знает принципа покаяния за грехи предков:
"Подмена покаяния в личных грехах участием во "всенародном покаянии в грехе
Цареубийства" означает "кощунственное отношение к Таинству исповеди и
святоотеческому учению".
Своим происхождением "новый
еретический догмат о "наследственном грехе цареотступничества", указывается в
документе, связан с "радикальными раскольническими кругами", которые сложились
"в те времена, когда часть церковного народа ушла в "катакомбы" от советских
гонений на Церковь, где лишилась канонического священства и церковного
учительства и стала создавать собственные ложные учения". Само появление
требования необходимости общенародного покаяния именуется попыткой "переложить
вину подлинных виновников цареубийства на весь наш народ". В то же время, как
подчёркивают авторы обращения, "большинство трезвомыслящих людей свою
причастность к этому злодеянию отвергают". Помимо этого, обращение заостряет
внимание верующих на том факте, что "далеко не все в нашем обществе разделяют
монархические взгляды". Навязывание же верующим мнения о монархии как
единственной богоустановленной форме правления характеризуется как ведущее к
политизации церковной жизни и размежеванию верующих по идеологическим
предпочтениям. Таким образом, проповедники "царебожия" "работают на
дискредитацию Православия в глазах российского общества, ослабление и раскол
Церкви". |