4 ноября в Михайловском (Инженерном) замке
Государственного Русского музея открылась выставка картины Мартина Фердинанда
Квадаля "Коронация Павла I и Марии Федоровны" из собрания Саратовского
государственного художественного музея имени А.Н.Радищева, посвященная
250-летнему юбилею со дня рождения Императора Павла I.
Известный в XVIII веке моравский живописец Мартин
Фердинанд Квадаль, получивший образование в Венской и Парижской Академиях
изящных искусств, работал при дворах многих европейских монархов. Исследователи
считают, что именно там состоялось знакомство будущего Императора Павла с
произведениями этого художника, послужившее причиной приглашения Квадаля в
Россию.
Все свое недолгое царствование Павел I придавал
особое значение церемониям. Безусловно, его коронация, будучи таинством,
призванным выявить божественную природу монаршей власти, приобрела особое
сакрально-символическое значение и стала точкой наивысшего выражения
религиозно-философских воззрений Императора. Кульминацией всей церемонии стало
прочтение Указа о престолонаследии - основного государственного русского закона,
проект которого был составлен в. к. Павлом Петровичем еще в 1788 году.
Указ отменял установленный Петром I порядок
наследования "по завещанию" и ввел наследование по строгой букве Закона. Таким
образом четко регламентировалась система передачи власти.
Картина М. Ф. Квадаля изображает один из самых
ярких моментов церемонии, проходившей в Успенском соборе Московского Кремля:
Император Павел I, сняв с себя Большую Императорскую корону, прикасается ею к
голове Императрицы: в это время Император предстает одновременно главой и
светской, и церковной власти. Неслучайно фигура Павла I помещена не только в
точном геометрическом центре полотна, но и словно на границе двух миров - мира
земного, населенного участниками церемонии, и мира горнего - явленного нам во
фресках Успенского собора.
Картина, помимо чисто исторической ценности,
представляет интерес и в художественном отношении, являясь групповым портретом
императорской семьи и первых лиц государства.
Картина, помимо чисто исторической ценности,
представляет интерес и в художественном отношении, являясь групповым портретом
императорской семьи и первых лиц государства. Не всех участников церемонии
исследователям удалось "персонифицировать". Помимо центральных персонажей -
императора с супругой, обоих великих князей, митрополита Платона - также легко
узнаются, благодаря несомненному портретному сходству, великая княгиня Елизавета
Алексеевна, великая княжна Александра Павловна, князь Н.И.Салтыков, граф
Ф.В.Ростопчин и некоторые другие. Многих из персонажей картины можно определить
по той роли, которую они исполняли во время церемонии (князь А.А.Безбородко,
подносивший Большую императорскую корону на красной сафьяновой подушке, князь
Н.Б.Юсупов - верховный маршал церемонии, великие княжны Елена и Мария Павловны,
великая княгиня Анна Федоровна и др.).
Данная выставка относится к жанру "выставки одной
картины", но помимо самой "Коронации Павла I и Марии
Федоровны", на ней представлены материалы, относящиеся как к самому событию (Чин
коронования Императора Павла I; список особ, участвовавших в коронации;
партитура произведений, исполнявшихся во время церемониального бала), так и к
истории создания и бытования картины. Известно, что при написании "Коронации
Павла I и Марии Федоровны" М. Ф. Квадаль пользовался уже готовыми портретами
действующих лиц церемонии, некоторые из которых экспонируются на настоящей
выставке (одним из наиболее вероятных прототипов является портрет в. к.
Елизаветы Алексеевны кисти М.-Л.-Э.Виже-Лебрен из собрания Государственного
Эрмитажа).
Выставка картины Мартина Фердинанда Квадаля
"Коронация Павла I и Марии Федоровны" продлится до конца января 2005 года. |