Архипастырям, пастырям,
монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с
принесением в Россию святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и
инокини Варвары
Возлюбленные о Господе
архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне,
дорогие братья и сестры!
Ныне все мы переживаем великую
духовную радость, принимая в наших городах и весях благословенную святыню -
честную десницу преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и частицу святых
мощей ее верной сподвижницы инокини Варвары.
Великая княгиня Елисавета
Феодоровна, как и ее старшая сестра, — последняя Российская императрица
Александра Феодоровна, принадлежала к царскому роду. Родившиеся в маленьком
немецком городке Дармштадте и воспитанные в традициях Лютеранской церкви, они не
могли себе и представить, что когда-нибудь покинут Родину и переселятся в
далекий край, где разделят со своими мужьями не только славу и радость, но и
великую скорбь и мученическую кончину. Но от Бога стопы человеку исправляются!
В девятнадцатилетнем возрасте
юная Елисавета стала женою Великого князя Сергея Александровича и переехала в
Россию, где обрела для себя не только новую Родину, но и Православную веру.
Постепенно проникаясь глубиной православного вероучения и красотой богослужения,
Елизавета Феодоровна по собственному сердечному избранию, присоединилась к
Православной Церкви.
Как евангельский купец, обретши
многоценный бисер, она все силы своей сострадательной души устремила на помощь
всем, нуждающимся в помощи. В стремлении исполнить заповедь Христа Спасителя о
любви к Богу и ближнему, она сумела соединить в своей жизни два рода
евангельского служения, два рода любви. С одной стороны деятельную
сострадательную любовь к ближнему, с другой - созерцательную молитвенную любовь
ко Христу Спасителю. И на этом пути она во многом преуспела. В годы потрясений и
мятежей - русско-японской войны, первой революции и волны террора, княгиня
вместе с сестрою-Государыней организовывала в залах Кремлевского дворца лазареты
и швейные мастерские, где шили одежду для раненных и больных.
Будучи супругой московского
губернатора, она деятельно участвовала в жизни Православной Церкви, посещала
храмы и монастыри, неустанно хлопотала в разных комиссиях по попечительству над
сиротами, посещала воспитанниц дворянских институтов, а свои личные средства
тратила на дела широкой благотворительности. Неслучайно именно в эти годы в
народной среде ее впервые назвали – "Великой Матушкой".
Трагическая смерть мужа,
привела ее к решению оставить светскую жизнь и посвятить себя всецело делам
молитвы и милосердия. "Я оставляю блестящий мир ...и восхожу в более высокий мир
- мир бедных и страдающих. Я приняла это не как крест, а как дорогу полную
света, стремление к которой уже много-много лет назад появилось в моей душе", —
писала княгиня в своем дневнике.
На свои средства она
приобретает в Замоскворечье старинную усадьбу и основывает в ней
Марфо-Мариинскую обитель. Ее трудами и заботами сестер в обители были созданы
два храма - Марфо-Мариинский и Покровский, больница, аптека, в которой лекарства
отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был
устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. В обязанности сестер
входило посещение больных и престарелых, помощь бедным семьям. Сама Великая
княгиня самоотверженно ухаживала за больными, ассистировала при операциях. Она
разыскивала в недрах Хитрова рынка и в городских ночлежках заброшенных детей,
чтобы накормить и отогреть их в обители, дать им постоянный кров. Вместе с
трудами милосердия Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь. В полночь она
неизменно вставала на молитву, а потом обходила палаты больницы, нередко до
рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Несмотря на утомление, ее лицо
всегда сияло тихим, благодатным светом.
Наступивший 1917 год страшным
вихрем революционных потрясений обрушился на нашу многострадальную Родину и
положил начало невиданным гонениям на Русскую Православную Церковь. Тысячи и
тысячи невинных страдальцев составили великий собор новомучеников и исповедников
Российских. Их христианский подвиг, как и подвиг всех пострадавших за Христа в
эти годы, навсегда останется для нас образцом служения Богу и верности Матери
Церкви. Великая княгиня и сестры Марфо-Мариинской обители продолжали помогать
всем страждущим, не разделяя их на друзей и врагов. И бесценной наградой за
помощь бедным, больным и сиротам стала всеобщая любовь к ней простого, даже
революционно настроенного народа, не утратившего, однако, чуткости к добру и
бескорыстию.
Но разрушительные силы зла все
более заполоняли Россию и сердца людей, и одной из первых жертв начавшихся
гонений стала Августейшая семья и преподобномученица Елисавета. Ее арестовали в
апреле 1918 года и вывезли по железной дороге в город Алапаевск. Вместе с ней по
крестному пути добровольно отправилась и преданная ей инокиня Варвара
(Яковлева). На следующий день после убийства Царской семьи, глубокой ночью 5
(18) июля Великую княгиню Елизавету Феодоровну, инокиню Варвару, вместе с
другими членами императорского дома живыми сбросили в шахту заброшенного
рудника. Последние ее слова были молитвой за убивающих: "Господи, прости им, ибо
не знают, что делают!" (Лк. 23. 34).
Преподобномученица Елисавета в
своей жизни смогла соединить воедино святость благоверной княгини, преподобной
праведницы и мученицы за Христа и оставила нам пример жизни по Евангелию. Ее
жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к
Православной Церкви, способны и сегодня пробудить души многих наших
соотечественников от греховного забытья, напомнить богатым о необходимости
служения бедным и обездоленным, а наделенным властью об особой ответственности
перед Богом и своим народом.
Верующее сердце не может быть
безразличным к славе Церкви Христовой, поэтому и страдания за нее не могут быть
забыты. И нам особенно отрадно сознавать, что в год празднования 140-летия со
дня рождения святой преподобномученицы Елисаветы и 95-летнего юбилея основанной
ею в Москве Марфо-Мариинской обители милосердия ее святые мощи прибывают в
Россию. Мы благодарим всех, кто оказал помощь в этом богоугодном деле. Будем
молиться и надеяться, что принесение в Россию святых мощей преподобномучениц
Елисаветы и Варвары явится духовным знамением и Божиим благословением начавшему
процессу объединения Русской Православной Церкви, дабы всем нам едиными устами и
единым сердцем свидетельствовать миру истину Святого Православия.
Алексий, Патриарх Московский
и всея Руси |