Пятница, 06 декабря 2024 г.   

  
 
 
  
  

Как вступить в Российское
Монархическое
Движение?

(нажмите, чтобы узнать)

 

 

Газета Российского Монархического Движения

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100

 

 

eServer.ru :: Хостинг-оператор #1
 

RB2 Network Member

 

 

 

 
 
НОВОСТИ / 2001 / НОЯБРЬ / 05


«Ехать на Родину без визы, как русский...» 
К десятилетию первого визита в Россию 
Главы Российского Императорского Дома 
Е.И.В. Государя Великого Князя Владимира Кирилловича.

Десять лет назад на российскую землю впервые после падения большевисткого режима вступил Глава Российского Императорского Дома - состоялся исторический визит Государя Великого Князя Владимира Кирилловича в Россию. В этом материале мы хотим вспомнить как проходил этот поистине исторический визит.

05 ноября 2001 года

 

«Ехать на Родину без визы, как русский...»

К 10-летию визита Великого Князя Владимира Кирилловича

в Россию.

 

Великий Князь родился в 1917 году в Финляндии, тогда еще входившей в состав Российской Империи, но после эмиграции Его Августейших родителей Он никогда не был на территории России. Этот визит был не только Его первым посещением России, но и началом возвращения на Родину из эмиграции Российского Императорского Дома

 

Визиту предшествовала встреча с Великим Князем Анатолия Собчака. Мэр, тогда еще г. Ленинграда, рассказывая, о готовящемся возвращении городу его исконного названия, пригласил Главу Императорского Дома приехать на торжества. Приглашение было очень заманчивым, но Великий Князь ответил тогда, что частного приглашения он принять не может и кроме того, подобный визит явно невозможен без утверждения руководства страны. Позже, Собчак согласовав этот вопрос с Б.Ельциным и М.Горбачевым, прислал официальное приглашение. Великим Князем было поставлено лишь одно условие – ехать на Родину без визы, как русский.

 

Некоторые слои русской эмиграции резко отрицательно восприняли желание Великого Князя поехать в Россию и отговаривали Его Высочество от этого шага. Из Америки специально для этого прилетел Архиепископ Антоний, предостерегая Великого Князя от, как казалось Иерарху, «поддержки коммунистов», и еще больше – от контактов с Московской Патриархией. Великий Князь, выслушав Владыку, спросил жену: «А ты поедешь со мной?» - и когда Великая Княгиня ответила: «Конечно, поеду», заявил: «Владыка, мы едем».

 

Визит начался 5 ноября 1991 года в парижском аэропорту Бурже, где отбывающих Их Императорских Высочеств, ждал первый секретарь Советского посольства – Рыбинский. Небольшой самолет «Leprizedent special» поднялся в воздух, чтобы в 20.30 приземлился в Пулково. Шел легкий осенний снег. Недалеко от самолета группа встречающих развернула над головами бело-желто-черный флаг с императорским орлом, а у трапа гостей встречал мэр города Анатолий Собчак с супругой.

 

Первыми вышли сопровождающие. Затем глубоко взволнованный и торжественный, впервые за свою жизнь ступил на российскую землю Великий Князь.

 

Длинный кортеж автомобилей помчался по мокрому асфальту к городу. По прибытии на Каменный остров, на котором находилась в эти дни резиденция Августейшей Семьи, Анатолий Собчак тронул гостей своим тостом: «Помните, что вы у себя дома, у себя, в нашей стране среди вашего народа...»

Первая ночь на родине была короткой. Великокняжеская чета встала рано, еще затемно и сразу направились в город.

 

Ранним утром Великий Князь стоял перед тогда еще реставрируемым храмом Спаса-на Крови. У камней, обагренные кровью Императора Александра II и плиты – рядом с ямой, оставшейся от взрыва 1 марта 1881 года, Он возложил цветы. Несмотря на то, что по плану визита была пресс-конференция Великий Князь не мог не посетить усыпальницу российских Императоров.

Как будто специально к приезду Великого Князя со шпиля Петропавловской крепости спустился золоченый ангел. Именно в этот день его фигуру с земли, кажущуюся маленькой, но поражающего своими размерами на земле (размах крыльев – пять метров), спустили для реставрации. Ангел возвышался в проходе к Великокняжеской усыпальнице и встречал Его Высочество, идущего к могилам своих предков.

 

Великий Князь возложил цветы на надгробие Императора Петра Великого и помолился у могилы своего прадеда Александра II и только после этого отправился на пресс-конференцию.

 

Ключевой темой ее было возрождение России и возможное участие в этом процессе Главы Российского Императорского Дома, причем, как заявил Великий Князь «не обязательно на троне». «Всю свою жизнь я оставался в тесной связи со всем тем, что довелось пережить нашей стране, и всем сердцем надеялся с помощью Божией и в меру моих возможностей быть полезным нашему Отечеству...» В своем вступительном слове Великий Князь сказал в частности: «Происходящие разительные перемены в нашей жизни, ее устремленность к свободе воплотились в этих исторических торжествах, возвращающих нашей столице ее духовный облик не только перед Россией, но и всем миром... Я принял это приглашение с тем большей радостью, что всю свою жизнь оставался в тесной связи со всем тем, что довелось пережить нашей стране, и всем сердцем надеялся с помощью Божией и в меру моих возможностей, быть полезным нашему Отечеству». Затем, после упоминания Императора Николая II, Великий Князь попросил почтить память царственных мучеников и всех погибших минутой молчания.

 

Его Императорское Высочество отметил, что отречение Николая II от престола в тот момент, когда страна переживала внешний и внутренний конфликт, было большой трагедией. «Он чистосердечно считал, что Его отречение может привести к упокоению в стране, и, конечно, не мог предвидеть, что Его брат не примет престола... Я считаю, что отречение было исторической ошибкой. Но мы должны помнить, что покойный Государь был поставлен в чрезвычайно трудное положение. Вы все помните, что Великий Князь Николай Николаевич, одно время командующий нашими войсками, телеграфировал ему: «Коленопреклонно молю об отречении». Я считаю, в устах члена нашей Династии, да еще представителя ее старшего поколения, такие слова являются почти изменой... Вместо того, чтобы поддержать племянника в трудную минуту, он просит его отречься от престола. Для меня это – предательство!».

 

На вопрос о первой встрече с родиной, Великий Князь ответил: «Я прилетел ночью, и поэтому самое большое впечатление у меня не оптическое, а духовное и сердечное – ощущение неописуемой радости, которую невозможно передать словами».

 

После пресс-конференции один, без свиты Великий Князь направился в Иоанновский монастырь, где состоялась аудиенция с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. После продолжительной беседы с Великим Князем Патриарх в переполненном Исакиевском соборе отслужил Всенощную и торжественный молебен.

 

Патриарх поздравил всех присутствующих с тем, что город «вновь обрел своего небесного покровителя в лице первоверховного апостола Петра, в честь которого он был назван».

 

Следующий день - холодный ветреный день 7 ноября. Скорбные просторы Пискаревского кладбища. У безымянных могил сотен тысяч мирных жителей города Великий Князь Владимир Кириллович почтил память всех россиян, потерявших свою жизнь во время Второй мировой войны. «Тот факт, что возвращение Императорской столице ее исторического имени приурочено к 7 ноября, свидетельствует о стремлении России вернуться к своим историческим и духовным корням, в которых заложен успех всех будущих начинаний. На долю народа за последние 70 лет выпало много трагических испытаний. Я преклоняюсь сегодня перед светлой памятью миллионов соотечественников – отцов и матерей, братьев и сестер, наших детей – всех тех, кто пал жертвой бесчеловечной войны, и молю Бога об упокоении их душ. Вечная память!» сказал Великий Князь, возлагая к мемориалу венки с лентами с изображением герба Романовых. В последний раз окинув взглядом пустынные просторы кладбища Великий Князь отправился в Мариинский дворец на частный прием в мэрию. Позднее, Великий Князь сказал, что эти минуты были для него самым большим потрясением во время их визита.

 

Из мэрии – экспромтом вне протокола, без журналистов Августейшая Семья отправилась на Смоленское кладбище, расположенное на Васильевском острове. Машины остановились у ворот; прошли пешком к часовне святой блаженной Ксении Петербургской. Там, как всегда, очень много народа и когда уже выходили, подоспел ничего не знавший отец Виктор, приветствовал Великого Князя кратким взволнованным словом и предложил вернуться в часовню, где прочитал тропарь.

 

Во время посещения дворца Великого Князя Владимира Александровича, деда Великого Князя Владимира Кирилловича, в кабинете журналисты попросили Великого Князя сесть за письменный стол деда, расположенный у окна, из которого открывается великолепный вид на Петропавловскую крепость. «Очень удобно. А кто теперь здесь сидит?» - спросил Великий Князь. Женщина-директор немедленно ответила невинным, но чуть смущенным голосом: «Я сижу...» Аплодисменты и дружный хохот всех присутствующих были ей ответом. Затем с балкона дворца все наблюдали фейерверк над Невой, и молодежь на набережной, узнавшая Великого Князя, закричала «Ура Государю!» и развернула огромный российский флаг.

 

Следующий день визита открылся обширной экскурсией по Петербургу, во время которой Августейшая Семья возложила цветы к «Медному всаднику». Великий Князь, отвечая тележурналисту сказал: «Самое главное, что могло бы случиться в нашей жизни, - это если бы наша страна могла вернуть себе прежнее величие и силу... Это может произойти только благодаря тем людям, кто имел гражданское мужество и храбрость взяться за дело, увидев, что положение критическое. С такими людьми Россия не погибнет».

 

Посещая Высшее Военно-Морское училище, Великий Князь увидел в альбоме, в числе почетных выпускников, фотографию своего отца, контр-адмирала Великого Князя Кирилла. Но в зале, где начальник училища прощался с гостями, главным украшением был громадный портрет Ленина с протянутой рукой и Великий Князь уже в машине грустно пошутил: «Наконец я дождался «благословения» Ленина».

 

Кортеж двинулся в Петергоф, где впервые со времен революции в аудиенц-зале Большого дворца состоялся торжественный концерт и обед, данный в честь Их Высочеств.

 

Утром Августейшая Семья уехала в Царское Село. Когда подъезжали к Екатерининскому дворцу, оркестр заиграл марш Преображенского полка, а потом «Боже, Царя храни». Далее посещение Эрмитажа и «Травиата» в Мариинском театре. Великий Князь и Княгиня как и положено сидели в Императорской ложе.

 

10 ноября – последний день визита. Валаамово подворье. Игумен Андроник с братией встретил гостей у машин и под торжественный колокольный звон препроводил в тогда еще восстанавливаемое здание храма.

Прекрасная проповедь настоятеля, напоминавшего о посещении членами Царской Семьи и Государями Валааамовской обители. В своем ответном слове Глава Российского Императорского Дома Великий Князь Владимир Кириллович сказал: «Я хотел бы, чтобы все знали, что Великая Княгиня и я душевно и мысленно всегда с вами во всех ваших трудностях и невзгодах».

 

Визит завершился прощальным ужином в резиденции Великого Князя. Августейшей чете на прощание была преподнесена хрустальная чернильница на подставке, принадлежавшая деду Великого Князя Владимиру Александровичу.

Утром 11 ноября Глава Российского Императорского Дома с супругой вылетели их Петербурга в Париж, где на пресс-конференции, состоявшейся по возвращению Великий Князь сказал: «Я жалею только о том, что визит был слишком короткий».

Подготовлено на основе материалов

кн.З.М.Чавчавадзе и С.В.Думина.

 
     

хостинг: eServer.ru