Среда, 24 апреля 2024 г.   

  
 
 
  
  

Как вступить в Российское
Монархическое
Движение?

(нажмите, чтобы узнать)

 

 

Газета Российского Монархического Движения

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Rambler's Top100

 

 

eServer.ru :: Хостинг-оператор #1
 

RB2 Network Member

 

 

 

 
 
НОВОСТИ / 2001 / АПРЕЛЬ / 04


НТВ КАК ПРИМЕР СРАЩИВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ

04 апреля 2001 года

 

   Почивший в Бозе марксизм-ленинизм много внимания уделял критике сращивания экономики и политики. Не буду вдаваться в спор, где тут базис и надстройка. Зададимся вопросом, что означает сращивание политики и экономики в современных условиях? Во-первых, дорвавшийся до власти политический клан получает реальные экономические рычаги, которыми начинает не просто управлять, но и подминать под себя, используя их для личного обогащения. Во-вторых, в угоду определенным политическим силам, тем или иным субъектам хозяйствования предоставляются льготы и конкурентные преимущества по отношению к другим участникам рынка, часто вопреки установленным законодательным процедурам. В-третьих, в отношении неугодных хозяйственных субъектов могут применяться различные санкции впоть до силовых мер.
   НТВ изначально возникло как плод подобного сращивания. Получив частоту без конкурса, оно стало вещать с определенных политических позиций. Всем помнится информационных террор во время президентских выборов 1996 года, и НТВ было впереди планеты всей. НТВ получил большие кредиты, льготы по оплате услуг связи и пр. В тот момент никому бы и в голову не пришло, что кредиты надо будет отдавать, что их не спишут или не дадут как-нибудь их выплату облегчить. Но в какой-то момент интересы Кремля и Гусинского разошлись. Подразумевавшийся сам собой уход Ельцина давал старт новому масштабному переделу власти и собственности. Олигарх Гусинский сделал фальш-старт. Развязанная НТВ и ТВЦ кампания черного пиара в отношении Кремля натолкнулась на неожиданно резкий отпор.
   Итоги той войны были печальны. ОРТ и ТВЦ за вполне очевидное хамство потеряли лицензии и вынуждены были вновь пройти конкурсную процедуру, чтобы отстоять свои частоты. Потребовался весь авторитет Лужкова, чтобы ТВЦ сохранил свое право вещание на третьей кнопке по Москве и Московской области. На НТВ Минпечати не оказывало особого давления. Разве что некоторое льготы, предусмотренные только для государственных каналов по оплате вещания, были у НТВ отобраны. Но если раньше власть смотрела сквозь пальцы на не совсем законные действия руководства НТВ и стиль управления компанией, то, когда Гусинский встал в оппозицию к власти, с него и стали спрашивать по всей строгости закона. Отсюда и дело «Русского видео» и скандал с прослушиванием, операция «Мордой в снег – 2» и хронические обыски в офисах компании, которые являются ничем иным как оборотной стороной сращивания.
   Уход в оппозицию заставил «друзей» НТВ, особенно тех, кто «одалживал» «Медиа-мосту» деньги, решительно пересмотреть позицию. А поскольку долги были большие и рассредоточенные, то нехитрый прием по их скупке и выведению на арену единого кредитора, поставил компанию на грань катастрофы. Не исключаю, что государство (в лице победившего клана) изначально способствовало старту этой процедуры, однако, если в случае с ТВЦ государственную махину было еще можно остановить, то в случае с «Газпромом», который пользуется значительной автономией от государства, сделать это оказалось практически невозможным.
   Таков итог существования НТВ на стыке политики и экономики. К сожалению, вместо того, чтобы минимизировать урон и использовать негласные политэкономические правила регулирования подобных конфликтов, команда Гусинского стала судить экономику по критериям политики, и, развязывая шумных скандал и прилюдную стирку грязного белья, давить политикой на экономику и суды. Однако официальная власть не поддавалась на шантаж и держалась в стороне от этого скандала. Хотя один раз, после некорректной (для российской действительности) попытки российской прокуратуры посчитать доходы журналистов НТВ, не попавшие под контроль налоговых органов, Путину пришлось встретиться с творческим коллективом и обсудить с ним ситуацию. Крайними от такой недальновидной стратегии Гусинского оказались, как всегда, зрители. И журналисты.
   В день забастовки мы с другом пришли на восьмой этаж Останкино, там, где находится основной офис НТВ. Заходили и в большую студию НТВ на втором. Я смотрел на лица журналистов и сотрудников - мне их было жаль, искренне жаль, по-человечески. Трудно представить последствия подобного выпада из эфира - это колоссальные убытки, плюс потом придется настраивать вещание около месяца, не говоря уже о возможных проблемах с министерством печати (которое вполне может вынести каналу предупреждение). А сколько волевых усилий потребуется сотрудникам, чтобы войти в прежний ритм. Мне жаль многих моих друзей оттуда, которые теперь находятся в подвешенном состоянии.
   И все же. На деле речь идет отнюдь не о покушении государства на свободу слова. Речь идет о финансовой несостоятельности НТВ, как компании, что и стало формальным поводом к перераспределению власти на канале. Телевидение в нашей стране, к сожалению, убыточно. Но одно дело, когда убыточны государственные каналы. НТВ – частный канал. НТВ вынуждено конкурировать. И из-за всего этого скандала, который нагнетает само НТВ - капая грязью на прокуратуру, защищая права бандитов и смакуя неудачи наших в Чечне, устраивая всепланетное шоу вокруг АПЛ "Курск", устраивая истерику вокруг своих проблем, конкурентоспособность НТВ снижается. Собственно, кто оказывается первым в этой конкуренции наглядно продемонстрировало перерождение передачи «О счастливчик» в шоу «Как стать миллионером» со сменой адреса на пульте к телевизору. Нельзя, конечно, закрывать глаза на то, что и у ОРТ куча проблем и огромные долги. Будем надеяться, что недавние перемены в его руководстве, произошедшие без столь большой помпы, как сейчас на НТВ, будут способствовать развитию канала и дальнейшему улучшению качества его программ.
   Что же касается закрытия НТВ, то его закрыл сам Гусинский, спровоцировав эту глупую забастовку, вынудив журналистов хаить новых собственников, ставя журналистов как РАБОТНИКОВ в очень тяжелое положение. Ведь Гусинский уйдет, а Сорокиной, Парфенову, Шендеровичу и десяткам операторов, осветителей, водителей, сценаристов и пр. еще предстоит работать. Никакая любовь к свободе слова не оправдывает то, что ряд самых рейтинговых проектов и ведущих заставляют гробить дело их жизни.
Мне кажется, что Гусинский должен либо уйти, либо согласится принять новых акционеров. "Газпром" очень неплохой инвестор. Я не верю, что "Газпром" станет с палкой что-то диктовать. Нет. Но он сможет заплатить долги компании, сделать ее рентабельной. А если небольшой пакет акций отойдет государству, это даже пойдет на пользу компании, поскольку тогда НТВ сможет на совершенно законных основаниях претендовать на некоторые льготы по оплате услуг связи, что снизит себестоимость телевизионного производства и даст стимул к дальнейшему ее развитию. Быть может, назначение на хозяйство Коха и Йордана, как личностей, которым СМИ еще в прошлые годы слепили негативный имидж, было ошибкой со стороны «Газпрома». Однако с учетом того, что затянувшийся до неприличия кризис пора было как-то заканчивать, выдвижение этих фигур в качестве стенобитных орудий, наверное, было оправдано.
   Будет хорошо, если изменится концепция НТВ. Я уважаю Киселева как профессионала, человека, который действительно много сделал для развития отечественной журналистики. Но нельзя не видеть, что он двух слов связать не может. Когда у нас не было грамотных аналитиков, Киселев, выпускник ИСАА, был востребован. Но когда эту нишу заполнили, когда появились более интересные аналитические эфиры на других каналах - "Итоги" стали сдавать. Крах "Итогов" настал после первого появления Доренко в эфире. Бэкающий и мэкающий Киселев не смог составить ему конкуренцию ни по существу, ни по внешним данным. Если бы Доренко не был бы столь ангажирован и амбициозен, может, и НТВ бы перестроилось раньше.
   Я очень переживаю за свободу слова. На НТВ свободы слова нет. И ответственность за это несет руководство канала. Что-то я не слышал в вечернем эфире 3 апреля противников НТВ. Да что противников. Журналистам из других редакций, правильно сказал Владимир Познер, не разослали приглашений. А ведь прав был Пономарев с ТВ6 - хватит заниматься саморекламой, хватит выпендриваться, надо сесть и подумать головой. Тоже сказал и Шендерович, которому выпало последнее слово. Киселеву совет Шендеровича не понравился, и он еще дал слово Лилии Шевцовой, которая бодро заявила: "Закроют НТВ или не закроют - это Ваша победа!" Что значит - закроют или не закроют? Ведь это жизнь огромного коллектива. Это ущемление прав нас, простых телезрителей, это глумление над всем журналистским сообществом. Журналисты и телезрители оказались заложниками двух противоборствующих группировок, сошедшихся в непримиримой борьбе за контроль над телеканалом.
   Я не слышал, чтобы Кох или Вяхирев хотели закрыть НТВ. При этом хотелось бы, чтобы при таких кадровых назначениях как главный редактор телеканала, все-таки спрашивали мнение журналистского коллектива. С другой стороны, мне непонятна тактика Гусинского и Киселева по втягиванию сотрудников компании в противостояние акционеров. Хотелось бы, чтобы данный конфликт решился все-таки законным путем. В любом случае НТВ будет продолжать вещать. Обновленному руководству придется проделать большую работу по исправлению имиджа канала. Необходимо убрать с экрана всю истерию и предвзятость. Конфликт не может тянуться до бесконечности. Противостояние достигло такой точки, за которой сторонам необходимо будет заключать мирное соглашение. Дальше должна начаться созидательная работа с участием всех акционеров, журналистов и, может, в какой-то степени и государства, чтобы сделать программы НТВ еще более интересными, а саму компанию рентабельной.

 

Анатолий Баташев
Политолог

 
     

хостинг: eServer.ru